четверг, 17 марта 2016 г.

Наша методика преподавания

Новый соревновательный сезон
С приходом долгожданной весны начинается и новый соревновательный сезон, который обещает быть насыщенным и интересным. Сайты регистрации пополняются открытыми турнирами различного уровня, а качество их организации растет с каждым годом. Все больше регионов Украины организовывают различные соревнования, которые со временем становятся традиционными. Одним из примеров является Всеукраинский турнир "Olympic Star", который ежегодно проводится в Полтаве и на данный момент имеет более 900 зарегистрированных спортсменов для участия 08-10 апреля 2016 года.


Уже не является редкостью на соревнованиях использование электронных шлемов, которые автоматически зачисляют баллы тхэквондистам при попадании в них ударов, тем самым сводя к минимуму человеческий фактора при начислении очков во время поединков. Такие нововведения мотивируют спортсменов наносить больше ударов в верхний уровень и делать схватки в тхэквондо ВТФ зрелищнее и более непредсказуемыми. Но выполнение сложной и более эффективной техники в поединке становится невозможным без развития у детей дополнительной гибкости и ловкости, на что уходит не мало времени и усилий.

Воспитание спортсменов по методике
При воспитании спортсменов тренера детско-юношеского спортивного клуба "Мастер" руководствуются общепринятыми методиками преподавания физической культуры и спорта, пополняя её своими методами и средствами на основании наработанного опыта и приобретенными знаниями. Не обходится без некоторых экспериментов и нововведений, которые обусловлены стремительным развитием тхэквондо ВТФ и конкуренции среди тхэквондистов. Не дает расслабиться и стремительно развивающаяся отрасль высоких технологий, которая плотно внедряется в тренировочный процесс и обслуживание соревнований.

Основная цель и приоритеты
Основной целью тренеров нашего Клуба является воспитание здорового, дисциплинированного, крепкого, гибкого и выносливого подрастающего поколения. Достижение же высшего спортивного мастерства и завоевание наград на соревнованиях является лишь одной из многочисленных задач, выполнение которых должно лишь способствовать достижению основной цели, упомянутой выше, а не препятствовать этому.

С переходом спортсменов в старших возраст приоритеты подготовки меняются и силы направляються в усовершенствование профессиональных качеств. Часть спортсменов работает над повышением мастерства в ведении поединков и демонстрации традиционной техники пумсе (выступают в международных соревнованиях; становятся на государственное обеспечение, получая стипендии, премии и т.п.; подписывают контракты с организациями, заинтересованными в спортивных достижениях). Другая часть спортсменов получает педагогическое образование и старается достичь профессиональных высот в роли преподавателя и тренера (работают в спортивных школах и клубах). Некоторая доля тхэквондистов видит себя в роли организаторов массовых мероприятий и судей спортивных соревнований. К сожалению, очень большая масса мастеров уходит из спорта, не видя перспектив в данной отрасли. Надеемся, что одной из задач всех профессионалов в спорте является оставить как можно больше таких мастеров в наших рядах.

Методика преподавания и решения задач
Само название нашей организации (детско-юношеский спортивный клуб "Мастер") говорит о том, что основная часть её деятельности направлена на работу с детьми и юношами. Поэтому и основной её целью является развитие у молодежи основных физических и моральных качеств, без которых, по нашему мнению, невозможно дальнейшее благополучное развитие как в спорте, так и личностном становлении в целом.

Для достижения основной цели руководителями организации и тренерами решается широкий ряд задач с помощью набора разнообразных методов и средств. Для того, чтобы деятельность тренеров и их воспитанников была наиболее результативной, при этом наносила минимальный ущерб для здоровья и самочувствия детей, используются научно обоснованные методики преподавания физического воспитания и спорта.

Во-первых, на протяжении всего спортивного развития дети делятся на подгруппы, соответствующие их возрасту и уровню подготовки. Детско-юношескими спортивными школами и нашим клубом, используется такая система групп:
1) Группа начальной подготовки 1-го года обучения: 7лет, 10й куп.
2) Гр. начальной подготовки 2-го г. обуч.: 7-8 лет, 9-8 куп.
3) Гр. предварительной базовой подготовки 1-го г.об.: 8-9 лет, 7й куп, 2 юношеский разряд.
4) Гр. предварительной базовой подготовки 2-го г.об.: 9-10 лет, 6й куп, 1 юн.разряд.
5) Гр. предварительной базовой подготовки 3-го г.об.: 10-11 лет, 5й куп, III разряд.
6) Гр. предварительной базовой подготовки >3-го г.об.: 11-12 лет, 4й куп, II разряд.
7) Гр. специальной базовой подготовки 1-го г.об.: 13 лет, 3й куп, I разряд.
8) Гр. специальной базовой подготовки 2-го г.об.: 14 лет, 2й куп, I разряд.
9) Гр. специальной базовой подготовки >2 г.об, 1 куп, 1 пум, КМС.
10) Гр. подготовки к высшим достижениям: 16 лет и старше, 1 пум, 1 дан, Майстер спорту.

Эта классификация официально предложена Федерацией тхэквондо ВТФ Украины для использования спортивными организациями. Для каждой из спортивных групп поставлены конкретные задачи, требования и нормы физической нагрузки. Например, группы НП должны тренироваться по 6-8 академ.часов в неделю, ПБП: 12-20 часов, СБП: 24-28 ч. (1 академ.час = 45 мин.).

Годовое планирование
В соответствии с научно-обоснованными методиками, в начале каждого учебного года для каждой отдельной группы тренерами составляется годовой учебный план, согласно которому учебный год делиться на периоды. В нашем случае на 2015-2016 уч.год это:
- подготовительный период: август-сентябрь.
- соревновательный период: октябрь-декабрь.
- подготовительный период: январь-февраль.
- соревновательный период: март-май.
- переходной период: июнь-июль (восстановительные микроциклы).

Каждый из этих периодов делится на этапы (общеподготовительный, специальноподготовительный, вторичные соревнования, основные соревнования). В свою очередь каждый из этапов делиться на мезоциклы (втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный, предсоревновательный, соревновательный). Мезоциклы содержат в себе микроциклы (втягивающий, ординарный, ударный, подводящий, соревновательный, восстановительный).

Основные и вторичные соревнования
При составлении годового плана задачей тренера является грамотно распределить физическую нагрузку с плавным наростом и уменьшением её объема и интенсивности в соответствии с выбранным периодом плана. Также не мало важно выстроить правильную хронологию из этапов, мезоциклов и микроциклов с учетом предстоящих мероприятий, чтобы подвести пик физических и психологических показателей на момент проведения соревнований, которые в свою очередь делятся на основные и вторичные. Основными являются международные  и национальные чемпионаты, кубки, турниры высокого класса и Всеукраинские турниры, на которых осуществляется отбор в сборные команды и победы на которых приносят большое количество очков к рейтингу спортсменов. Если говорить об Олимпийских играх, то спортсмены к ним готовятся на протяжении олимпийского цикла (4 года). У многих спортсменов высокого уровня таких циклов несколько.

Выступление на соревнованиях клубного, городского и межрегионального уровней является промежуточным периодом в подготовке спортсменов, который дает возможность определить уровень этой подготовки и выявить недоработки.

Сложности годового планирования
Годовые учебные планы в старших группах подгоняются в первую очередь под основные и вторичные соревнования. Поскольку политическая и экономическая обстановка в федерации тхэквондо ВТФ и на Украине в последнее время нестабильные, многие соревнования переносятся, отменяются либо участие в них запрещается руководством. Так же установленный баланс нарушается незапланированными школьными каникулами и карантинами, из-за которых выпадает целый рабочий месяц, а то и больше. Долгосрочные болезни и травмы еще больше выбивают спортсменов из ритма и спортивного режима. Все это превращает процесс составления и корректировки учебного плана в настоящую дилемму.

Основные соревнования для СК"Мастер"
Для воспитанников нашего Клуба возрастной группы 2007-2004г.р. в 2015-16 учебном года основными соревнованиями были запланированы Чемпионат Украины среди юношей, который прошел в октябре 2015 г. в г. Харькове и Всеукраинский турнир "Olympic Star" (08-10.04.16, г.Полтава). Участие в остальных открытых турнирах является дополнительной обкаткой спортсменов, которая целесообразна в том случае, если такие физические качества спортсменов, как выносливость, сила и гибкость на достаточно высоком уровне.

Подготовка к соревнованиям
Стоит обратить внимание на то, что участие на соревнованиях спортсменов, которые пропустили специальноподготовительный этап на кануне стартов, может повлечь за собой негативные последствия. Моральный дух таких детей зачастую подрывается неуверенностью в себе, низкий уровень выносливости ухудшает самочувствие при интенсивных нагрузках, а плохая гибкость приводит к травмам и растяжениям. Поскольку тренер несет непосредственную ответственность за здоровье детей на тренировках и соревнованиях, перед принятием важных решений родителям необходимо с ним консультироваться, а в некоторых случаях и со спортивными врачами.

Специалистами рекомендовано начинать подготовку непосредственно к соревнованиям ранее чем за месяц с плавным увеличением интенсивности нагрузки. А за 2 недели до выступления сделать восстановительный период. Если этот период начать не вовремя, соревнования могут попасть на период спада физических показателей спортсменов, что негативно скажется на результате.

Спарринги не являются основной частью тренировочного процесса, а лишь способом создать условия, максимально приближенные к соревновательным. Под них выделяется определенный период физической подготовки спортсменов с наличием спарринг-партнеров. Многие ошибки и недоработки невозможно исправить одними лишь спаррингами. Техника, скорость и сила ударов, силовая и скоростная выносливость, чувство дистанции и техника перемещений нарабатываются специально подобранными упражнениями.

Изменения в развитии тхэквондо ВТФ
Тхэквондо ВТФ является олимпийским видом спорта. И чтобы всегда оставаться таким, он становится все зрелищнее и более непредсказуемым в плане исхода поединков на соревнованиях. С каждым годом сильнее внедряется электронная система судейства, количество производителей которой тоже увеличивается. Для наглядности проведем маленькое сравнение настоящего уровня развития нашего единоборства с уровнем десятилетней давности:

Изначально на соревнованиях все заработанные спортсменами баллы фиксировались только боковыми судьями с использованием записок. Вся зачетная техника (попадание удара) оценивалась в 1 бал. Будь то удар рукой в корпус, либо же удар ногой с разворота в голову. К тому же большинство таких ударов, как джумок чируги, миро чаги, юп чаги и двид чаги оценивались через раз, а то и вообще игнорировались. А чтобы заработать очко за попадание в голову, нужно было хорошенько приложиться, а не просто черкнуть по носу. Самыми результативными в то время были одиночные и сильные боковые удары, поскольку сопровождались хлопками по жилету. Поэтому и за хорошим шпагатом, практически, никто не гонялся. А если учесть, что большинство спортсменов в то время приходили в тхэквондо уже в возрасте не младше 10-13 лет и растяжка им давалась с большими усилиями, думаю большинство отдавали предпочтение работе над скоростными и силовыми качествами, которые как раз стремительно начинают развиваться в этом возрасте.

На данный момент всё кардинально изменилось. Корейским боевым искусством дети начинают заниматься уже с 4-5 лет. А дети тренеров и того с пеленок:) От маленького ребенка очень сложно добиться скоростных сильных ударов, зато на много проще усадить его в шпагаты и направить большинство ударов в верхний уровень. Да и для демонстрации традиционной техники тхэквондо хорошая растяжка обязательна. К тому же удары в голову на соревнованиях оцениваются в 2-3 раза выше. Достаточно понаблюдать за поединками на соревнованиях, чтобы можно было с уверенностью сказать, что большое преимущество у детей со сбалансированным телосложением, напористым характером, а главное, хорошо развитой гибкостью (растяжкой).

Базовые качества спортивного развития
По мнению тренеров ДЮСК "Мастер", а может и большинства тренеров, основополагающим для успешного дальнейшего развития тхэквондиста являются дисциплина, гибкость тела, мышления и следование традициям боевого искусства. Фундаментом есть базовая техника (сбалансированные стойки, жесткие блоки и амплитудные хлесткие удары), на основе которой строятся остальные позитивные качества успешного бойца (выносливость, устойчивость, ловкость, меткость, быстрота, сила и т.д.). Превосходство гибкости, ловкости над силой и работа на дальней дистанции отличает тхэквондо ВТФ от других видов боевых искусств.

Комментариев нет:

Отправить комментарий